Российский авторынок: бюджетный сегмент теряет покупателей

Алексей Терещенко, директор по стратегическому развитию холдинга Атлант-М11 апреля 2013 года, директор отделения стратегического развития Международного автомобильного холдинга «Атлант-М», Алексей Терещенко выступил по проблеме падения бюджетного сегмента автомобилей на российском рынке.

Вопросы, связанные с темпами продаж автомобилей обсуждались в онлайн конференции на сайте Finam.ru по итогам первого квартала на автомобильном рынке. Участниками конференции выступили:

Алексей Терещенко, директор по стратегическому развитию Холдинга "Атлант-М"
Александр Гнездюк, генеральный директор "КВИНГРУП"
Сергей Целиков, директор аналитического агентства "Автостат"
Елена Дронова, руководитель отдела маркетинга и рекламы Фольксваген Центр Внуково
Андрей Рожков, аналитик ИФК "Метрополь"
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"

В ходе дискуссии эксперты отметили тот факт, что наиболее низкую динамику роста показывают автомобили отечественного производства. По итогам I квартала 2013 года автомобили иностранных брендов в целом увеличили продажи на 1,8% по сравнению с I кварталом прошлого года. Автомобили отечественных брендов снизили продажи на 4,7% (LADA - на 2%). В марте по сравнению с мартом 2013 результат еще хуже - падение отечественных на 10%.

Динамика продаж наиболее массовых бюджетных иномарок, конечно, может отличаться от рынка в целом, но ее нельзя назвать очень хорошей. По данным отделения стратегического развития Международного автомобильного Холдинга «Атлант-М», в плюсе остались только Kia Rio (+8%). VW Polo Sedan и Chevrolet Cruze практически на уровне прошлого года, а вот у остальных падение. Hyundai Solaris упал на 6%, Ford Focus - на 15%, a Renault Logan и Sandero катастрофически проваливаются (31% и 23% соответственно).

Среди основных причин роста продаж автомобилей премиум сегмента, директор по стратегическому развитию Холдинга "Атлант-М", Алексей Терещенко называет высокую роль статуса и внешних признаков этого статуса в российском обществе и имущественное расслоение общества. Другой, не менее важной причиной является отсутствие жесткого контроля за расходами государственных и квазигосударственных структур, что позволяет им активно приобретать премиум-автомобили.

И наконец – это "гонка вооружений" и ценовая война в премиум-сегменте, где импортеры сделали ставку на объем продаж, даже в ущерб, доходности. «Ни одну из названных причин, я не могу назвать позитивной в глобальном плане, – сообщает Алексей Терещенко. – Однако, премиум-сегмент в 2012 году действительно рос быстрее рынка в целом. А в первом квартале 2013 года премиум-бренды - чуть ли не единственные, кто показывает хорошую положительную динамику на фоне стагнации рынка. Так, у Lexus +33%. BMW +22%, Mercedes (с коммерческими) +21%, Audi +15%».

В целом, падение продаж в бюджетном сегменте, эксперты не расценивают как признак надвигающегося обвала рынка. «Для обвала рынка особых причин нет - с точки зрения стабильной экономической ситуации, достаточно крепкого рубля и постепенного роста доходов населения. Скорее, это признак приближения рынка к точке насыщения и даже его перенасыщенности, особенно в двух столицах.

В частности, рынок перенасыщен дилерами по основным массовым маркам - для такого числа просто нет достаточного количества клиентов, а это ведет к распродажам и демпингу», - комментирует Алексей. Эксперт считает, что толкнуть рынок выше может снижение цен на автомобили, что не является реальным в нынешней ситуации и может быть лишь незначительным. Другим катализатором может стать выход на рынок новых сверх бюджетных моделей или же серьезное падение процентных ставок по кредитам.

Регион
Rambler's Top100